Включить версию для слабовидящих. Для выхода нажмите символ Х
Официальный сайт МБДОУ № 2 "Ивушка" п.Гигант

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 26.04.2024, 20:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный интернет-портал правовой информации Независимая оценка качества

Сообщение

«Создание условий и организация работы в ДОУ по развитию речевых коммуникаций у детей дошкольного возраста»

        старший воспитатель                                                                              Чапская Наталья Викторовна

    «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой»  Аристотель     

    «Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться ею»

Г. Гекель

Будучи  ведущим средством общения, речь возникает из потребности в нем, являясь  при этом одним из первых видов деятельности, которыми овладевает человек в онтогенезе. Именно период дошкольного детства признан сензитивным для развития речи в целом.

     Актуальность проблемы речевого здоровья детей за многие годы значительно  возросла. С ростом нервно – психических и соматических заболеваний дошкольников задерживается формирование у детей всех психических функций (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, А.Т. Лурия) и, как следствие, все больше появляется детей с нарушениями речи, тогда как в настоящее время возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи базируется на четырех процессах: внимании, восприятии , памяти и мышлении. Сформированность  этих процессов является первичной базой для развития речи,  а их несформированность приводит к речевым нарушениям. Формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения.

     Речь имеет социальное предназначение, она средство общения и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она является средством воздействия. Общение,   прежде всего речевое взаимодействие взрослого (педагога) и ребенка, содержание которого безгранично, как и человеческое познание. С развитием речи связано формирование личности в целом и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.  На  сегодняшний день  - образная, богатая синонимами, дополнениями, и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

     В речи детей существует множество проблем. Рассмотрим на примере трех городов. Москва: из 30 обследуемых детей подготовительной группы 5 человек смогли составить описательный рассказ (по исследованиям А.Г. Арушановой).

Ростов –на – Дону: из 100 обследуемых 18 детей с нормальным уровнем развития речи, 50 с уровнем  четырехлетних детей (Л.А. Колунова).

Волгодонск: на начало учебного года из обследованных детей подготовительных групп 50% имеют низкий и средний уровень речевого развития (из заключения аттестационной комиссии МО Ростовской области).

     По данным департамента образования области обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Причины низкого уровня речевого развития дошкольников

  1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию, при проведении занятий видит себя и приемы, но не видит ребенка.
  2. Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический  процесс  в  отрыве от мышления, воображения, памяти, внимания, эмоций.
  3. Педагоги рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
  4. Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируются коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
  5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы.
  6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и педагог не хочет ею заниматься.
  7. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет.

    Таким образом, одной из актуальных и важных задач в работе ДОУ и нашего детского сада является речевое развитие дошкольников. На основании данных мониторинга, наблюдений за деятельностью педагогов по речевому развитию детей я пришла к выводу о необходимости повышения уровня профессиональной компетентности наших воспитателей по созданию условий и организации работы по  речевому развитию дошкольников.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), документ,  представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.  Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, ее содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей.

      Содержание образовательной области речевое развитие  включает  овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучению грамоте.

     Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в области речевое развитие предполагают, что:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выразить свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.     

        Таким образом, одной из актуальных и важных задач в работе ДОУ и нашего детского сада является речевое развитие дошкольников. На основании данных диагностики, наблюдений за деятельностью педагогов по речевому развитию детей я пришла к выводу о необходимости повышения уровня профессиональной компетентности наших воспитателей по созданию условий и организации работы по  речевому развитию дошкольников.

   Для реализации задачи речевого развития  необходимо создать условия для целостного речевого развития воспитанников, а именно:

  • создать соответствующую предметную среду (книжные уголки, уголки театрализованной деятельности);
  • развивать эмоционально-чувственную сферу, наглядно-образное мышление ребенка;
  • способствовать применению опыта коммуникации, полученного ребенком на занятиях, в повседневной жизни;
  •   внедрять новые формы работы с родителями по речевому развитию.                                                                                                                                                                                                                                                                                             Таким образом, одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

По требованиям  Стандарта  развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. На основании этих требований при  создании условий речевого развития дошкольников в нашем ДОУ  мы соблюдаем следующие принципы:

– информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

 С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены книжные уголки. Разработаны определенные требования к их расположению и содержанию. Главные условия: удобство и целесообразность, соответствие возрастным особенностям, удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Уголки располагаются так,  что дети могут взять книгу без посторонней помощи и когда им захочется, в них выставляются разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Количество книг зависит от задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми. В уголках помещаются портреты писателей, поэтов, устраиваются выставки, посвященные творчеству отдельных авторов или отдельным жанрам. В группах раннего возраста используются книжки-картинки, книжки – игрушки, говорящие книжки, произведения русского фольклора. В группах младшего дошкольного возраста выставляется, как правило,  4-5 книг (2-3 экземпляра одинаковых) уже знакомые детям с крупными яркими иллюстрациями, книжки – игрушки, отдельные картинки и наборы картинок для рассматривания на близкие для этого возраста  темы: «Игрушки», «Домашние и дикие животные», «Транспорт». В уголке имеются иллюстрации по различным тематикам: «Родная природа», «Труд людей», «Родина», «Игры детей» (по программе). В младших группах воспитатель учит детей самостоятельному общению с книгой: знакомит с уголком, сообщает правила, которые, которые нужно соблюдать, учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать эпизоды.

. Во время рассматривания картинок и иллюстраций в книгах воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные  предметы обстановки, детали пейзажа и пр.)

     Содержание книжного уголка старших групп определяется изменениями в литературном развитии детей, у них появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. На книжную полку помещаются одновременно 10 – 12 разных книг:

- учитывая постоянный интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются  2-3 (5-7) сказочных произведения;

- постоянно присутствуют  стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью;

- 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях;

- выставляются издания произведений, с которыми в данное время знакомят на НОД;

- юмористические книги с яркими смешными картинками (книги Н.Носова, С. Михалкова, В. Драгунского и др. с иллюстрациями наших лучших художников;

- «толстые» книги (энциклопедии, справочники);

- детские журналы (периодические издания), начиная со средней группы;

- интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома (дети рассказывают о том, что им нравится в этих книгах, с какой целью они принесены).

В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2 -2,5 недели, но педагоги соблюдают основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. В дошкольных группах в книжном уголке устраиваются тематические выставки книг, основная цель которых – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой ту или иную литературную или общественно важную тему.  Кроме книг в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это специально созданные художниками альбомы на определенные темы и альбомы, составленные педагогами.

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений.  Технологизация  современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Главное назначение сенсомоторного уголка  в группах вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными  объектами. В группе 2-3 года в соответствии  с возрастом детей организована обстановка, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, использование которых способствует развитию мелкой моторики рук и, соответственно,  становлению речи. Это разнообразные шнуровки, пирамидки, ленточки для скручивания, разноцветные кубы, бусы, цветные гвоздики, грибочки.  втулки, разноцветные воротца  для прокатывания цветных шаров, крупная мозаика, солнышко с прищепками (лучиками), юбка с различными застежками и липучками, сменное панно. 

В дошкольных группах оформлен уголок изобразительной деятельности, который способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгами в продуктивной деятельности.

     Решение основных задач области речевое развитие пронизывает  все области стандарта и  разные виды деятельностей. В группах имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Игровые уголки, настольные игры,  наличие материала для конструирования и познавательно-исследовательской деятельности, календари природы расширяют возможности детей взаимодействовать в различных видах детской деятельности. В ДОУ созданы необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Семья», «Автобус», «Детский сад», «Улица», «Театр» «Парикмахерская»  и т. д.,    что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

    Важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи играет театрализованный уголок. Во всех  группах ДОУ созданы условия для реализации театрализованной деятельности в соответствии с возрастом воспитанников. В группах раннего возраста имеются  настольные театры по сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя». «Маша и медведь», теневой театр «Колобок», для показа на фланелеграфе: «Курочка ряба». «Колобок», «Репка»; маски различных персонажей.

    В  дошкольных группах  имеются: пальчиковый театр, плоскостной театр «Кот, петух и лиса», кукольный театр «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Маша и медведь»,  настольный вязаный театр «Репка», «Теремок», «Рукавичка»; настольный деревянный «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Репка»; разнообразные маски сказочных персонажей. В группе 6-7 лет оформлена театральная сцена, подобраны костюмы для разыгрывания сказок, шапочки и маски, сказочные атрибуты.

– вариативность, предполагает описание используемых для реализации образовательной деятельности в области речевое развитие вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования, парциальных программ и  методических пособий. В ДОУ работа по речевому развитию ,мость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат;

– полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

– трансформируемость обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость предметно-развивающей среды в группах нашего детского сада происходит за счет использования переносных легких ширм, детской мебели.  Они позволяют разделить  пространство группы, что в свою очередь повышает  заинтересованность детей и предоставляет  возможность развить коммуникативные умения. Особо хочется раскрыть использование с целью развития разных сторон речи (словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи),  театрализованной деятельности. Во всех группах имеются настольные и напольные ширмы для показа настольного и кукольного театра, фланелеграфы, декорации для драматизаций.

   Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, мы приобрели настольный театр: «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», способствующий развитию диалогической речи воспитанников. Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя  собственные действия по ролям. Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. От непроизвольной эмоциональной у малышей,  к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.  Понятие «выразительность речи» включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

     Для развития выразительной стороны речи мы стараемся создать  такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем,  не,   только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности,  мы  используем,  знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят, начиная с младших групп.

      Она заключается в следующем.  Воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», «Лошадка» А. Барто, «Прогулка по лесу»); учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки «Теремок». «Репка»,  где обращается  внимание детей на имитацию голосов животных

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи  и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:                                                   

·                     единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

·                     насыщения этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием;

·                     постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

·                     наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

·                     совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

  Организация образовательного пространства нашего ДОУ, разнообразие материалов, оборудования  позволяет  осуществлять  речевое развитие детей не только в процессе занятий.

На лестничных маршах оформлены стенды: «Моя малая Родина» и сменное панно « Степь (Лес)». Декорации на панно меняются в соответствии со  временем года,  и  детям предлагается описать приметы данного времени года, составить рассказ о животных, вспомнить загадки,  пословицы, приметы. Стенд «Моя малая Родина» используется для реализации регионального компонента ДОУ, бесед с детьми о том, чем богат наш край, что и где производится, какая техника используется, какая растительность присуща степной зоне.   В коридоре оформлена композиция «У лукоморья дуб зеленый», в книге рядом с дубом помещаются иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, выполненные детьми. Рассматривание с детьми этих работ  сопровождается беседами об их  содержании, об изображенном эпизоде, использованных средствах выразительности, вспоминаются строки произведений.

   Особую роль в приобщении детей к русской народной культуре и народному творчеству играет созданная в групповой спальне «русская изба».  Дети с большим удовольствием и интересом рассматривают предметы быта, отмечают их особенности и,  конечно, слушают в избе сказки, беседуют с воспитателем по их содержанию, драматизируют эпизоды.

     В коридоре возле музыкального зала размещен уголок «Домики настроений», возле которых находится любимый детьми персонаж Лесовушка. Она предлагает детям выполнять задания: рассмотреть иллюстрации в домиках, определить настроение героев, описать пейзаж, найти сходства и различия, обосновать свои выводы.

Для использования ИКТ в  работе с детьми, реализации проектной деятельности в ДОУ приобретены проектор, экран и ноутбук. 

   Таким образом, соблюдение принципов организации развивающей предметно-пространственной  среды  способствует  речевому развитию детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группах и ДОУ сложно, но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, мы стараемся пополнять и обновлять. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий речевой направленности, подобран  материал для мониторинга.

    Содержание образовательной области речевое развитие  включает в себя обогащение активного словаря. Ребенок сначала овладевает пассивным словарем -  это слова, которые говорящий понимает, но не употребляет. Активный словарь  -  это слова,  которые говорящий  не только понимает, но  и  употребляет в речи.  Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений, поведения ребенка.         

     Слово является важнейшей единицей языка,  которая служит для наименования предметов, процессов, свойств. Работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия  значений слов развивается у человека на протяжении многих лет.

     Работа над словарем в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т.к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Слово усваивается ребенком быстрее,  если в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи.

       Задачи  работы над словарем:

- обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;

- уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);

- активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

- устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

     Принципы  работы над словарем:

- работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

- формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

- все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

Усложнение содержания  работы  по обогащению активного словаря наблюдается в каждой возрастной группе и  идёт по следующим направлениям:

  • овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
  • рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение.
  • Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
  • Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.

Приёмы  работы по обогащению активного словаря:

-  называние  (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.

- Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.

- Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.

- Объяснение происхождения слова.  Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.

- Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.

- Дидактические игры и упражнения  «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.

- Загадки, сравнение предметов.

Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает сло­ва, именующие как предмет, так и его качества и осо­бенности.

     Методы  работы по обогащению активного словаря:

Метод непосредственного наблюдения применяется  в ряде занятий: осмотрах помещений  д/с,  экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдении за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другим

Поиск
Ваше предложение
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Детский портал «СОЛНЫШКО»

    Copyright MyCorp © 2024 | uCoz