Заповеди Марии Монтессори для родителей.
Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и наш соотечественник Антон Макаренко.
Мария Монтессори стала первой в истории своей страны женщиной-доктором. Всю жизнь она проработала с детьми, создав путём точных наблюдений уникальную систему образования для разностороннего и гармоничного развития ребёнка. А также сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них – это многотомная мудрость в нескольких словах.
Если Вы будете хотя бы раз в год перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью:
Детей учит то, что их окружает:
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если с ребенком честны – он учится справедливости.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.
Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.
Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
А в народе говорят: «На самом деле в отношениях с детьми всё не так сложно: хотите хороших детей – будьте хорошими родителями».
Подробнее читайте по следующим ссылкам:
Уважаемые папы и мамы!
Самые распространённые вопросы родителей логопеду и ответы на них!
Почему у детей сейчас так много речевых нарушений?
- Здесь много факторов. У нас в группах много детей с нарушениями речи в результате органического поражения головного мозга и речевого центра, вследствие осложнений течения беременности, родовых травм. Но и есть дети, у которых речевые отклонения вызваны социальными факторами: снижение уровня языковой культуры в целом, занятость родителей, которые не позволяют получить ребёнку навык говорения. А ведь дефицит общения нельзя компенсировать развивающими компьютерными играми или передачами. Раньше бабушка рассказывала внукам сказки, так они ей в буквальном смысле в рот заглядывали, «считывали» артикуляцию каждого звука. А сейчас включили ребёнку западный мультфильм, где артикуляция героев не прослеживается. Родители считают, что дефекты речи свойственны дошкольному возрасту и сами собой пройдут, а через несколько лет хватаются за голову. Ошибки проявляются на письме, и никакими правилами русского языка их не объяснишь. Это специфические логопедические ошибки - замещение букв, неправильное образование притяжательных прилагательных: «медведин хвост» вместо «медвежий». Каких только вариантов не выдают!
А какие самые распространённые дефекты речи у малышей?
- Ошибки дошкольников разнообразны. Это замены, искажение звуков речи. Если ребёнок замещает «ш» на «с», или «р» на «л», то это не так страшно, здесь нужно просто поставить звук. Другой случай - искажённое звукопроизношение, которое вызвано нарушением артикуляции. Вырабатывается фонематический стереотип, и чем больше времени проходит, тем сложнее это исправить. Нужен постоянный контроль над тем, как ты говоришь. Часто бывает, что с логопедом ребёнок говорит идеально, а когда приходит домой - «каша во рту». Дома ведь не требуют говорить красиво.
Когда не поздно отвести ребёнка к логопеду?
- Дошкольный возраст - самое благоприятное время для нормализации звукопроизносительной стороны речи. Именно в этом возрасте закладывается чувство языка. В начальной школе речевые недостатки ещё можно исправить. Сложность в том, что ошибки устной речи отражаются на письме. И если ребёнок, который не произносит шипящие, начинает писать, то у него и получается не «шишка», а «шиска», к примеру. Что слышит, то и пишет. Как с точки зрения русского языка объяснить, что ребёнок пишет «мама пошёл»? А он просто путает категории рода, и это тоже относится к логопедической работе.
Научить ребёнка правильной речи - кропотливое занятие, сколько на это уходит времени?
- В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический кабинет, в котором осуществляется логопедическая помощь детям подготовительных и старших групп, имеющие Общее недоразвитие речи, Фонетико – фонематическим недоразвитием речи. На занятиях дети овладевают элементами грамоты, навыками фонематического анализа и синтеза, связной речи и пополнением словарного запаса, звукопроизношением, развитием внимания, памяти. Каждый звук ставится, закрепляется в слоге, слове, словосочетании…
Подгрупповые, индивидуальные занятия проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда.
Задачей работы учителя - логопеда в МБДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта ДОУ предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план индивидуальной коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции.
В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.
Учитель – логопед МБДОУ № 2 «Ивушка»
Мотаева Ольга Георгиевна
Полностью рекомендации специалистов читайте по следующим ссылкам:
http://ivushka2gigant.my1.ru/informacija_na_sajt_motaeva.docx
http://ivushka2gigant.my1.ru/Recomendazii/konsultacijadljaroditelejnatemu.docx
http://ivushka2gigant.my1.ru/Recomendazii/konsultacijanatemu.docx
http://ivushka2gigant.my1.ru/Recomendazii/metodyiprijomymuzykalnogovospitanija.docx
http://ivushka2gigant.my1.ru/Recomendazii/sovetyinstruktorapofizicheskojkulture.docx
http://ivushka2gigant.my1.ru/Recomendazii/sovetyinstruktorapofizkulture.docx
http://ivushka2gigant.my1.ru/Recomendazii/sovetymuzykalnogorabotnika.docx
http://ivushka2gigant.my1.ru/Recomendazii/sovetymuzykalnogorukovoditelja.docx
http://ivushka2gigant.my1.ru/Recomendazii/sovetyroditeljampomuzykalnomuvospitaniju.docx
http://ivushka2gigant.my1.ru/Recomendazii/sovetyrukovoditeljafizicheskogovospitanija.docx
|