Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 2 «Ивушка» п. Гигант осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения: положениями о логопедической помощи, о комбинированной группе, о психолого-педагогическом консилиуме, об организации питания; паспортом доступности.
В МБДОУ № 2 «Ивушка» п. Гигант в 2022-2023 учебном году получают дошкольное образование 30 воспитанников с ОВЗ. В учреждении созданы оптимальные организационно-педагогические условия, направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОО и специальные условия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
• использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
• специальных методов обучения и воспитания;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. Специалисты ДОУ: учитель — логопед, педагог- психолог, учитель-дефектолог проводят диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывают коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
|
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов оборудован логопедический кабинет и кабинет учителя-дефектолога для индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, музыкальный зал, совмещенный с физкультурным
|
Обеспечение доступа в здания ДОУ детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
|
Не требуется создание особых условий,
установлена мнемосхема для людей с ограниченными возможностями здоровья.
|
Условия охраны здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
|
Организация образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, а именно разработана адаптированная основная образовательная программа
|
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
|
Не требуется создание особых условий
|
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
|
МЕРСИБО
|
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
|
В ДОУ имеется проектор, экран для проведения занятий, для индивидуального обучения имеется компьютер, медиатека игр.
|
В МБДОУ функционируют 3 группы комбинированной направленности для детей с ОНР 5 -7 лет. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей и оказание педагогической поддержки детям этой категории в освоении Программы и осуществляется по Примерной адаптированной основной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2015.
По коррекции речи также используются современные программы, технологии и пособия:
В.В. Коноваленко Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения М. Издательство ГНОМ 2014;
О.Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий «ТЦ Сфера» 2014;
МЕРСИБО « Речевой экспресс» (развивающие игры для детей с ОНР) - развивающие игры направлены на: общее развитие речи, расширение словарного запаса, составление связного рассказа, формирование фонематического слуха, отработку «трудных» звуков, развитие грамматического строя. Игровой дидактический материал из 12 интерактивных игр рассчитан на детей с ОНР от 4 лет. Использование игр на коррекционных занятиях делает процесс обучения эффективным и результативным, идеально подходит для компьютера;
МЕРСИБО «Расти, малыш!» - интерактивные игры и упражнения для активизации речи у детей младшего дошкольного возраста. Набор предназначен для игровых занятий с малышами, для активизации речи у неговорящих детей, а также для детей, имеющих задержку речи разной степени тяжести. Игры подходят для речевых занятий с детьми, развивая у них также эмоциональный интеллект, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание.
Цель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка заключается в создании психолого-педагогических условий для нормального развития, коррекции речевых нарушений и успешного обучения ребенка в начальной школе.
Задачами ДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
Логопедическая помощь оказывается Организацией в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (ст.15 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Основными задачами учителя – логопеда являются:
- осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
- воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
- реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;
- предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
- взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей и пропаганда логопедических знаний среди педагогов МБДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);
Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:
- журнал состояния речи всех детей;
- список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения;
- индивидуальные тетради для занятий детей;
- журнал посещаемости занятий;
- речевая карта на каждого ребенка, с указанием даты ввода и окончания занятий;
- план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).
Комплектование
Комплектование осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ. Зачисление и выпуск воспитанников осуществляется по заключению учителя-логопеда, на основании приказа заведующего МБДОУ и по согласованию с родителями (законными представителями). На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематические, фонетико-фонематические. Допускается организация детей с ОНР 3 уровней.
Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 4 - летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы.
Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ТПМПК с целью определения коррекционно-развивающей программы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
Система психологической помощи.
Психологическую помощь участникам воспитательного процесса в МБДОУ оказывает педагог - психолог.
Работа с детьми:
- помощь детям в адаптации к детскому саду (группе);
- проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;
- определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- диагностика игровой деятельности детей;
- организация и регулирование взаимоотношений детей с взрослыми;
- диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).
Работа с родителями:
- психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);
- развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
- снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
Работа с педагогами:
- подготовка и проведение педагогического консилиума;
- индивидуальное и групповое консультирование;
- подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении.
Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах. В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.
В МБДОУ № 2 «Ивушка» п. Гигант функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк). Он является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
ППк в своей деятельности руководствуется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
- Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
- Примерным Положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (утв. Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93),
- Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 2 «Ивушка» п. Гигант Сальского района,
- договором между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанника.
Задачами ППк являются:
выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников, содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
контроль выполнения рекомендаций ППк.
Информация о проведении обследования детей в ППк, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в ППк, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
ППк работает во взаимодействии с образовательными, медицинскими учреждениями, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией управления образования Сальского района (на основании договора) и управлением образования Сальского района.
Организация работы ППк.
В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия по развитию речи и других нарушений в развитии ребенка.
Консилиум призван решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет следующий алгоритм:
-
|