Учебный план МБДОУ №2 "Ивушка" п. Гигант
Учебный план МБДОУ №2 "Ивушка" п. Гигант
Пояснительная записка
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Ивушка» п. Гигант составлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО);
- Устав МБДОУ № 2 «Ивушка» п. Гигант;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности Серия 61ЛО1№ 0000242.
МБДОУ осуществляет деятельность по основной общеобразовательной программе, составленной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы М.А. Васильевой (группы 1-2 г, 2-3 г., 3-4 г, 4-5, 5-6, 6-7 лет).
МБДОУ работает по пятидневной рабочей неделе с 7.00 до 17.30 часов, с 10,5 час пребыванием детей.
Мониторинговый период в ДОУ – сентябрь и май; каникулярное время с 30 декабря по 9 января
Летний оздоровительный период с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется во всех возрастных группах.
В МБДОУ № 2 «Ивушка п. Гигант на 01.09.2022 г. – 110 детей. Всего функционирует 6 групп:
Группа общеразвивающей направленности от 1 до 2 лет – 2-я группа раннего возраста
Группа общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет – 1 младшая группа
Группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет – 2 младшая группа
Группа комбинированной направленности от 4 до 5 лет – средняя группа
Группа комбинированной направленности от 5 до 6 лет – старшая группа
Группа комбинированной направленности от 6 до 7 лет – подготовительная к школе группа
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.
Обязательная часть составляет не менее 60 % от общего объема, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема, отводимого на освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана, формируется участниками образовательных отношений (нерегламентированная деятельность) и представлена дополнительными программами, направленными на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях.
В планы включаются следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:
· познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы);
· речевое развитие (развитие речи; художественная литература);
· художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивно-модельная деятельность; музыкальная деятельность);
. физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура).
· социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности).
Организованная образовательная деятельность в каждой возрастной группе не превышает допустимые нормы.
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Во всех возрастных группах организация образовательной деятельности строится в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 11. «Требования к приёму детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям».
- В соответствии с «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 п.2.10.3 – занятия физкультурно – оздоровительного и эстетического цикла во всех возрастных группах занимают не менее 50% общего времени занятий; в соответствии с п. 2.10.3 занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения, проводятся в первую половину дня с учетом дней наиболее высокой трудоспособности. Продолжительность занятий соответствует возрасту детей; перерыв между занятиями 10 минут. В ясельных группах занятия проводятся в первую и вторую половину дня.
Недельная нагрузка составляет:
*Во второй группе раннего возраста – 10 занятий в неделю по одному занятию (ООД) в первую и во вторую половину дня, длительность не более 8-10 минут.;
•В первой младшей группе – 10 занятий в неделю, по одному занятию (ООД) в первую и во вторую половину дня, длительность не более 8-10 минут;
•во второй младшей группе – 10 занятий (ООД) в неделю по два занятия ежедневно в первую половину дня, длительностью не более 15 минут, с перерывами в 10 минут;
•в средней группе – 10 занятий в неделю, по два занятия длительностью до 20 минут в первую половину дня, с перерывами между занятиями не менее 10 минут;
•в старшей группе 13 занятий в неделю, длительность 20-25 минут, 3 занятия (ООД) в первую половину дня и 1 во вторую половину дня;
• в подготовительной группе – 14 занятий в неделю ежедневно в первую половину дня, длительностью не более 30 минут, с чередованием занятий с высокой умственной нагрузкой, динамических занятий (музыкальное, физкультурное) и занятий продуктивными видами деятельности.
МБДОУ осуществляет деятельность по основной общеобразовательной программе, составленной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы М.А. Васильевой (группы 1-2 г, 2-3 г, 3-4 г., 4-5, 5-6, 6-7 лет). Цель данной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психимческих и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
С сентября 2021 года в МБДОУ начинается внедрение Рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Цель программы – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
В апреле 2022 года МБДОУ присвоен статус «казачье» и с сентября 2022 г. в старшей и подготовительной группах реализуется программа национально-регионального компонента «Родина моя – Донская земля». Цель программы - развитие у старших дошкольников ценностно – смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края.
Для выполнения государственного образовательного стандарта в области дошкольного образования дополнительно к основным программам используются программы и технологии:
- «Кроха» Г.Г. Григорьевой;
- «Программа по развитию речи в детском саду» О.С. Ушаковой, где развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (овладение коммуникативными умениями);
- программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В. Куцаковой, направлена на развитие конструктивных умений и художественно-творческих способностей детей.
В комбинированных группах детей 5-7 лет реализуется «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Кроме этого используется «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» Коноваленко В.В., «Логоритмика»- М.Ю. Картушиной.
- «Я - человек» А. Козловой – программа социального развития ребенка, направленная на приобщение ребенка к социальному миру.
- программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни, осторожному обращению с опасными предметами, безопасному поведению на улице.
С помощью программ Л.И. Пензулаевой, С.Я. Лайзане, «Физкультурные занятия с детьми», «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева, осуществляется реализация оздоровительного и образовательного направления физического воспитания с учетом индивидуальных возможностей развития ребенка.
В целях реализации основных направлений художественного воспитания, обучения и развития детей в группе от 3 до 4 лет в кружковой работе используется программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки», которая предполагает формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности.
Дополнительно к основным программам используются: методические разработки занятий в детском саду по РЭМП – В.П. Новиковой «Математика в детском саду», Е.В. Колесниковой «Математика для дошкольников 6-7 лет».
В целях реализации основных направлений в музыкальном воспитании детей 3-7 лет используется программа «Гармония» К.В. Тарасовой. Для детей с 2 до 7 лет используется методические разработки Н.А. Ветлугиной «Музыкальное воспитание в детском саду»; Н.В.Корчаловской - «Развиваем музыкальные способности дошкольников». Эти разработки предполагают через все виды музыкального творчества (вокал, музыкально-ритмические движения, слушание музыкальных произведений) приобщать детей к музыкальной культуре.
Содержание программ, реализуемых в МБДОУ, обеспечивают достаточно высокий уровень базового дошкольного образования.
Образовательное направление
|
ООД |
Общеразвив. гр. 1-2 г. |
Общеразвив. гр. 2-3 г. |
Общеразвив. гр. 3-4 г. |
Комбиниров. гр. 4-5 л. |
Комбиниров. гр. 5-6 л. |
Комбиниров. гр. 6-7 л. |
Познавательное развитие |
Ознакомление с окружающим |
3 |
1 |
1/2 |
1 |
1 |
2 |
ФЭМП
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
Речевое развитие |
Развитие речи |
1 |
1 |
1/2 |
1 |
2 |
2 |
Ознакомление с художественной литературой |
1 |
|
|
|
|
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
Конструирова-ние |
1 |
1 |
1/2 |
|
1 |
1 |
|
Рисование |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Лепка |
|
1/2 |
1 |
1/2 |
1 |
1/2 |
|
Аппликация |
|
1/2 |
1/2 |
1/2 |
1 |
1/2 |
|
Музыкальное |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Физическое развитие
|
Физкультурное |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Длительность непрерывной ООД
|
8 мин. |
10 мин. |
15 мин. |
20 мин. |
25 мин. |
30 мин. |
|
Итого количество ООД в неделю
|
10 |
10 |
10 |
10 |
13 |
||