Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей второй категории № 2 «Ивушка» п. Гигант рассчитано на 140 детей, посещает 128 детей. В МБДОУ функционирует 6 групп общеразвивающей направленности с 10.5 - часовым пребыванием детей: одна группа от 1 до 2 лет, одна от 2 до 3 лет, одна от 3 до 4 лет, одна от 4 до 5 лет, одна от 5 до 6 лет, одна от 6 до 7 лет.
Коллектив МБДОУ - 32 человека, из них – 13 педагогов: 9 воспитателей, 1 музыкальный работник (1,5 ставки), 1 физрук, 0,5 ставки психолога,0,5 ставки старшего воспитателя.
Характеристика педагогических кадров.
По образованию:
- высшее педагогическое – 7 чел. - 54 %
- среднее специальное – 6 чел. - 46 %
По категориям:
- 1 категория – 5 чел. - 38 %
- 2 категория - 2 чел. – 16 %
- соответствие занимаемой должности – 2 чел. – 16%
- без категории – 4 чел. - 30 %
По стажу:
- до 10 лет - 6 чел. - 46 %
- 10 - 20 лет - 2 чел. – 16 %
- свыше 20 лет – 5 чел. – 38 %
По сравнению с прошлым годом увеличились показатели по высшему образованию (продолжает обучение в вузе музыкальный руководитель Ключко Л.Д., воспитатель Пономарь Н.В. проходит профессиональную переподготовку по специальности логопедия). Изменились данные по категориям в связи с тем, что два педагога вышли из декретного отпуска (2 категория), уволился музыкальный руководитель (1 категория), истек срок 2 категории у Отрежко З.М. (пенсионер).
Оборудование педагогического процесса осуществлялось силами родителей (приобретение строительного материала, игрушек, материала по изобразительной деятельности) и педагогов: оформление предметно – развивающей среды в ДОУ и в группах, приобретение методической литературы, подписка на периодическую печать: «Справочник старшего воспитателя», «Справочник музыкального руководителя». В течение учебного года приобретались наглядно – дидактические пособия по различным образовательным областям, методическая литература. В связи с празднованием юбилея Великой Победы в ДОУ был разработан план мероприятий к этому событию, оформлены стенды на темы: «Я помню! Я горжусь!», «1941-1945 г.г.». На стендах представлены фотографии участников ВОВ – родственников сотрудников и воспитанников детского сада.
Повышению педагогической культуры педагогов, совершенствованию их профессионального мастерства способствовали разнообразные мероприятия. Педагоги принимали активное участие в работе методических объединений по г. Сальску и Сальскому району: Марфелева М.В. - МО «Физическое воспитание дошкольников»; Ключко Л.Д. – МО «Музыкальное воспитание», Каверина Л.М.. – «Предшкольная пора», Самохина Е.В. - МО «Изобразительная деятельность в детском саду». В феврале 2015 года воспитатель Самохина Е.В. прошла обучение в ГОУДПО «РОИПК и ПРО» по проблеме: «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного стандарта». Три педагога: Каверина Л.М., Отрежко З.М., инструктор по физической культуре – Марфелева М.В., в апреле 2015 г. закончили обучение на дистанционных курсах. Весной 2015 года закончила обучение в вузе воспитатель Пономарь Н.А. В апреле 2015 г. музыкальный руководитель Ключко Л.Д. прошла обучение на семинаре по теме: «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО» А.И. Бурениной в г. Ростове – на – Дону. Старший воспитатель Чапская Н.В. в течение года приняла участие в следующих вебинарах: вебинар «Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования» Сушкова И.В.(23.10.2014 г.).
Вебинар «Реализация ФГОС дошкольного образования средствами Примерной основной образовательной программы и программно-методического комплекса «Радуга» Соловьева Е.В.
(24.10.2014 г.) г. Москва, Издательство «Просвещение» вебинар «Организация методической работы по программе «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО» Соловьева Е.В. (15.05.2015 г.).
В декабре 2014 года воспитатель Самохина Е.В. и инструктор по физической культуре Марфелева М.В. были аттестованы на соответствие занимаемой должности.
Педагоги МБДОУ ежегодно принимают участие в выставках детского творчества на станции юных техников, конкурсах по ПДД. Молодые педагоги принимали активное участие в интернет – проектах и конкурсах. Воспитатель Коркошко С.В. заняла: 1 место во Всероссийском конкурсе (интернет-проект) «Широкая масленица», 1 место в Международном конкурсе «Огород на подоконнике» (интернет –проект), 1 место в международном конкурсе «Современный педагог» (интернет-проект).
Воспитатель Пономарь Н.А. получила: сертификат участника ежемесячного конкурса «Лучший сценарий праздника» (проект maam.ru), свидетельство о публикации методической разработки на тему: «Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет» на международном образовательном портале Маам, свидетельство о публикации методической разработки на тему: «Экспериментальная деятельность в группе 6 - 7 лет» на международном образовательном портале Маам.
Воспитатель Самохина Е.В. получила: диплом победителя (1 место) всероссийского тестирования «ФГОС ДО: требования, структура, реализация) на сайте «Академия роста»; диплом за 1 место в Международном конкурсе «Фантазии из ненужных вещей» (интернет - проект), диплом за 1 место в Международном конкурсе «Воспитатель – тоже артист» (интернет-проект), диплом за участие во Всероссийском конкурсе «Миг творчества» (интернет-проект), диплом за участие в Международном конкурсе «Наши праздники и будни» (интернет-проект).
В связи с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо непрерывное образование педагогов. Важно научиться реализовывать основные положения нормативных документов и принцип интеграции образовательных областей. Воспитатели испытывают трудности в реализации этого принципа в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, и для решения этой проблемы использовались различные формы методической работы. В течение года проводились занятия постоянно действующего семинара-практикума «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами». На официальном сайте нашего учреждения имеется информация «ФГОС в действии».
На состоянии работы с детьми положительно отразились мероприятия по совершенствованию профессионального мастерства педагогов: в соответствии с годовым планом работы проводились семинары, консультации, семинары – практикумы, обзор новой методической литературы, смотры – конкурсы, тренинги. С целью повышения профессиональной компетентности воспитатели продолжали работу по выбранным ранее темам по самообразования (нравственно-патриотическое воспитание, нетрадиционные формы оздоровления дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность, полоролевое воспитание детей, театрализованная деятельность, реализация регионального направления в музыкальной деятельности, художественно-эстетическое развитие). В декабре инструктор по физической культуре Марфелева М.В. и воспитатель Самохина Е.В. представили отчеты по своей теме самообразования. В мае воспитатель Каверина Л.М. познакомила педагогов с результатами работы по художественному конструированию (темой дистанционного обучения). Информация о самообразовании педагогов размещена на сайте нашего учреждения. Необходимо продолжать работу по оформлению портфолио педагогов, их пополнению методическими разработками.
На повышение качества работы педагогов повлияло материальное стимулирование в виде ежемесячных стимулирующих и премиальных выплат по итогам работы.
Воспитательно – образовательный процесс в МБДОУ осуществлялся путем реализации комплексных программ: «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Музыкальное воспитание осуществлялось путем реализации программы развития музыкальности детей «Гармония» К.В. Тарасовой
Работа в 2014 – 2015 учебном году планировалась в соответствии с программой развития МБДОУ, с учетом рекомендаций ИМЦ, предложений педагогов. Таким образом, задачи годового плана деятельности МБДОУ № 2 таковы:
- формировать у детей представления о региональной культуре на основе знакомства с культурно-историческими особенностями родного края;
- развивать познавательный интерес, интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка через проектно-исследовательскую деятельность;
- совершенствовать взаимодействие коллектива ДОО и семьи с целью эффективного решения задач разностороннего развития дошкольников в триаде семья-педагог-ребенок.
Для решения этих задач были намечены и проведены пять педагогических педсоветов, на каждом из которых принимались решения к выполнению намеченных задач.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Его цель - формирование человека как гражданина, сына своего отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям, а не только имеющего представления об этом. Реализации задачи формирования у детей представления о региональной культуре на основе знакомства с культурно-историческими особенностями родного края способствовало выполнение запланированных мероприятий, заинтересованность педагогов в поиске и систематизации различных методических разработок и материалов по этой теме. Повышение качества дошкольного образования зависит от уровня профессиональной компетенции педагогов и для его повышения были проведены консультации, семинар – практикум, теоретический семинар, консультации. При их проведении использовались методы, активизирующие деятельность педагогов: вопросы, решение проблемных ситуаций, выполнение практических заданий. Силами педагогов оформлен стенд «Моя малая Родина», в дошкольных группах созданы уголки по краеведению, содержание которых помогало формировать у детей представления о культуре донского края, о казачестве. Оформлен музей «Далекая седая старина», в котором собраны предметы обихода русского народа, презентации и методические разработки для педагогов.
Так как приоритетной мы считаем задачу организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит семье и дошкольному учреждению, для ее решения были проведены разнообразные мероприятия. В октябре ко Дню поселка в СДК была оформлена выставка работ, выполненных сотрудниками и родителями воспитанников Родители приняли участие в выставке семейного творчества на тему «Мой любимый поселок Гигант». Работы, представленные на ней, поразили и детей, и взрослых своей оригинальностью, мастерством исполнения.
С целью реализации национально-регионального компонента ООП в работе с детьми, родителями и педагогами были проведены: богатый по содержанию и оформлению праздник «Игры Дона», встреча с поэтессой Тарасенко Н.А., День открытых дверей. Проведение конкурса музыкальных уголков во всех возрастных группах способствовало пополнению их разнообразным материалом, используемым в дальнейшем для полноценного музыкального развития воспитанников.
Стало традицией проведение в детском саду конкурса чтецов, в этом учебном году он был посвящен теме «Мой край родной». Компетентное жюри, в составе которого был представитель детской библиотеки, педагоги и родители младших групп оценивало выступления участников четырех возрастных номинаций. Детьми исполнялись стихи о Родине, о труде земляков, родном крае и его природе, о поселке Гигант, о близких и родных людях. Поощрялись все участники конкурса, а победители получили дипломы и подарки. Проведение конкурса и подготовка к нему способствовали воспитанию у детей патриотических чувств, позволили привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворений, вызвали радостный и эмоциональный настрой у детей.
В процессе подготовки к открытому просмотру на МО музыкальных руководителей г. Сальска и Сальского района была проведена обширная работа педагогами и родителями групп 5-6 и 6-7 лет. Были просмотрены презентации о культуре и обычаях донских казаков, разучены хороводы и народные игры, оформлен разнообразный материал по культуре донского края. По результатам тематического контроля по теме: «Организация работы ДОУ по знакомству с культурой и природой донского края» были сделаны выводы: работа по приобщению детей к истокам региональной культуры ведется планомерно, в соответствии с перспективными планами и содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Педагогам были даны рекомендации больше внимания уделять сюжетным и творческим играм с социальным содержанием, повышать свой уровень компетенции в вопросах культурно-исторического наследия поселка и донского края.
Открытый просмотр на тему «Музыкальная гостиная» (группа 6-7 лет) на заседании МО позволил музыкальным руководителям увидеть использование ИКТ, привлечение преподавателя из школы искусств, хоровод в исполнении детей в русских костюмах, народные игры, музыкальные загадки. Использование музыкальным руководителем Пивоваровой И.С. разнообразных форм работы позволило сохранить активность и заинтересованность детей на протяжении всей НОД. Но музыкальному руководителю были сделаны замечания об отсутствии творческих заданий, предлагаемых детям.
Педагогический совет на тему: «Формирование представлений о региональной культуре на основе знакомства с культурно-историческими особенностями родного края» был проведен в форме конференции и состоял из пленарного заседания и работы секций. С отчетами о реализации регионального компонента в музыкальном и физическом воспитании выступили музыкальный руководитель Пивоварова И.С. (представила презентацию) и инструктор по физической культуре Марфелева М.В. (сообщение о праздник е «Игры Дона»). Педагоги выступали с отчетами о реализации регионального компонента в группах и интересной информацией о традициях и праздниках донского края и п. Гигант.
На педсовете было принято решение уделять серьезное внимание работе по реализации разных направлений регионального компонента с использованием интеграции образовательных областей, и создать банк практических и теоретических материалов о культурно-исторических особенностях родного степного края. Первая задача годового плана выполнена полностью благодаря тому, что педагогический коллектив понимает важность воспитания у детей любви к родной культуре и природе, как основе патриотического чувства и существует единство взглядов на эту проблему.
Содержание образовательной области ФГОС ДО «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий. Поэтому вторая задача годового плана была посвящена развитию познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через проектно-исследовательскую деятельность. Для ее решения были проведены разнообразные мероприятия: систематизирован методический материал по теме, проведены консультации, семинар с просмотром презентации, семинар – практикум. С отчетом об особенностях познавательного развития детей раннего возраста выступили воспитатели Косенко О.Н. и Рычкова Т.В. С целью привлечения внимания родителей к проблеме развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников были проведены интересные по форме и содержанию групповые родительские собрания. Воспитатели Понамарева С.В., Самохина Е.В. вместе с родителями оформили интересные альбомы «Я-любознательный» (фотографии первых открытий своих детей). Пополнению и систематизации материала по познавательно-исследовательской деятельности детей в группах способствовало проведение смотра-конкурса уголков экспериментирования. Педагоги всех групп серьезно отнеслись к конкурсу, продумали оформление уголков и рациональное размещение материала в них. Воспитателям были даны рекомендации использовать оборудование уголков экспериментирования для полноценного познавательного развития детей в соответствии с возрастом.
С целью исследования педагогической компетентности родителей в области развития детского экспериментирования и выявления отношения родителей к экспериментальной деятельности детей было проведено анкетирование. Анализ заполненных анкет показал, что некоторые родители слабо представляет себе, что включает в себя познавательно-исследовательская деятельность, особенно в старшем дошкольном возрасте. В основном все родители понимают значение экспериментирования в жизни своего ребенка, но недостаточно внимания уделяют этому виду деятельности.
Для расширения знаний родителей о методах и формах познавательного развития детей, педагогами были оформлены папки-передвижки, интересная наглядная информация в родительских уголках («Занимательные опыты», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»). Педагоги старших групп (Пономарь Н.А. и Каверина Л.М.) интересную информацию для знакомства и использования предлагают родителям на электронных носителях.
По результатам тематического контроля по теме: «Эффективность образовательной работы в МБДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности» были сделаны выводы о том, что работа педагогического коллектива в этом направлении ведется планомерно в соответствии с содержанием образовательной области «Познавательное развитие» и возрастом детей. Педагогами созданы картотеки опытов по возрастам, в дошкольных группах - перспективные планы проведения опытов. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулках) активно используются наблюдения, простейшие опыты и экспериментирования. Но недостаточно планируются самостоятельная деятельность детей, индивидуальные и подгрупповые формы работы по данному направлению, поисковые и исследовательские методы на НОД по другим разделам, дидактические игры, досуги и развлечения. Выполнение рекомендаций, данных воспитателям по результатам тематического контроля, позволило улучшить работу в данном направлении.
Обследование развития интегративных качеств детей (любознательный, активный, способный решать интеллектуальные, личностные задачи адекватные возрасту) показало, что детей можно разделить на 3 группы по следующим уровням:
- высокий уровень характеризуется тем, что познавательное отношение к экспериментальной деятельности устойчивое, ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач;
- средний уровень: ребенок проявляет активный интерес, видит проблему с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с помощью других;
- низкий уровень: редко проявляет познавательный интерес к экспериментальной деятельности, принимает участие с подачи и постоянной помощи взрослого или сверстников.
По уровню сформированности детского экспериментирования в группе 3-4 лет: высокий уровень имеют 14 детей, средний – 7, низкий – 5;
в группе 4-5 лет: высокий – 8 детей, средний – 12, низкий – 5;
в группе 5-6 лет: высокий уровень – 10 детей, средний – 8, низкий – 7;
в группе 6-7 лет: высокий – 7 детей, средний – 4, низкий – 4.
Анализ этих данных позволяет сделать вывод о том, что работу по развитию познавательного интереса и интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка необходимо продолжать.
Открытый просмотр к педсовету: НОД по ознакомлению с окружающим (результат реализации проекта о воде) на тему «Вода – это жизнь» в группе 5-6 лет проанализировали педагоги ДОУ. Они оценили большую предварительную работу, выполненную педагогами, родителями и детьми в процессе реализации проекта. Дети продемонстрировали свои знания о свойствах и качествах воды, об очистке воды с помощью разных фильтров и интерес к экспериментированию.
Педагогический совет на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через организацию детского экспериментирования» был проведен в форме аукциона педагогических идей (тема: позавательно-исследовательская деятельность). На аукцион каждая группа выставляла лот, представленный презентацией и папкой с систематизированным материалом в соответствии с возрастом. Победителем аукциона стала, воспитатель Косенко О.Н., ее лот был признан самым интересным. Принятые на педсовете решения предполагают продолжение работы по познавательно-исследовательской деятельности с использованием материалов уголков экспериментирования; внедрение метода проектов в образовательный процесс с привлечением родителей, совершенствование навыков анализа и самоанализа НОД.
В требованиях ФГОС к условиям реализации ООП в п.3.2.5. раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Одно из них: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Поэтому третья задача годового плана была посвящена совершенствованию взаимодействия коллектива ДОУ и семьи с целью эффективного решения задач разностороннего развития дошкольников.
Проведенные разнообразные мероприятия: консультация о современных подходах к организации взаимодействия семьи и ДОУ и консультация – диспут, сообщение педагогов групп раннего возраста об инновационном подходе к взаимодействию с родителями, практикум «Интерактивные игры как средство взаимодействия с родителями» расширили и систематизировали знания педагогов по этой теме. Результаты анкетирования родителей разных групп на тему: «Мой ребенок» помогли педагогам лучше узнать индивидуальные особенности своих воспитанников и учитывать их в работе.
С целью анализа системы работы по взаимодействию детского сада и семьи был проведен тематический контроль по теме: «Сотрудничество с родителями». По его результатам были сделаны следующие рекомендации: воспитателям всех групп продолжать использовать нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии; уделять больше внимания планированию индивидуальных форм работы с родителями, продумать размещение в уголках для родителей информации о реализации образовательного процесса в группах. Особое внимание при решении данной задачи годового плана было уделено использованию метода проектов. Педагоги Косенко О.Н. (группа 2-3 лет) и Самохина Е.В. (группа 4-5 лет) создали и представили коллегам и родителям продукты своих проектов на открытых просмотрах к педсовету. Самохина Е.В. провела с родителями родительское собрание на тему: «Талантливыми рождаются или становятся?» с показом театрализованной сказки «Гуси-лебеди» в исполнении детей. К этому мероприятию была проведена большая работа с родителями. Они были очень активными в подготовке сказки: шили костюмы, оформляли афишу, готовили декорации, работали с детьми над текстом и выразительным исполнением ролей. На собрании были использованы интересные формы: анкетирование и домашнее задание, обмен опытом воспитания и рекомендациями. Воспитатель Косенко О.Н. провела для педагогов интерактивную игру с родителями на тему: «Знатоки здорового питания». Работа над этим проектом велась в течение учебного года, родители принимали активное участие в различных мероприятиях: готовили доклады и презентации о вкусной и полезной пище, участвовали в анкетировании, готовили презентации любимых и полезных блюд своей семьи. Проведенное мероприятие высоко оценили и педагоги и родители, было получено много интересной информации, представленной родителями.
В ходе педсовета по данной задаче годового плана педагоги писали педагогический диктант, участвовали в педагогическом тренинге. Выполнение решений, принятых на педсовете, должно способствовать использованию инновационных форм работы с родителями, основанных на сотрудничестве и взаимодействии.
В связи с тенденцией ухудшения здоровья детей, сотрудники МБДОУ проводят различные оздоровительные и профилактические мероприятия, уделяют внимание просвещению родителей по этому вопросу. В каждой группе оформлены паспорта здоровья, в которых раскрыта технология оздоровительной работы с детьми, ведется мониторинг посещаемости по месяцам и планируется индивидуальная программа оздоровления на каждый месяц. Причины заболеваемости в основном простудные заболевания.
Коллектив МБДОУ с 01.04 по 30.04.2015 г. принял активное участие в проведении месячника «Организация правильного питания в образовательных учреждениях Сальского района». Был разработан план проведения месячника в целях повышения эффективности формирования полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни. В соответствии с планом были проведены: конкурс рисунков и поделок «Правильное питание», День здоровья на тему: «Здоровье зависит от правильного питания», тематические родительские собрания, оформлены фотоальбомы «Кулинарные традиции в семье», реализован проект о вкусной и здоровой пище в группе 2-3 лет, на официальном сайте МБДОУ размещалась информация о ходе проведения месячника.
Анализ физического развития и уровня здоровья детей представлен в таблицах (приложение 1)
2014 - 2015 год распределение по группам здоровья: первая группа – 11%, вторая группа здоровья – 85%, третья – 2,24%, четвертая – 1, 76.
Анализ
заболеваемости и посещаемости детьми
МБДОУ №2 «Ивушка» п. Гигант
№
п/п
|
Показатели
|
2014 – 2015 учебный год
|
Всего
|
Ранний
Возраст
|
Дошкольный
возраст
|
1
|
Среднесписочный состав
|
129
|
39
|
90
|
2
|
Число пропусков детодней по болезни
|
1041
|
497
|
544
|
3
|
Число дней, пропущенных 1 ребенком по болезни
|
8,06
|
12
|
6,0
|
4
|
Количество случаев заболевания
|
214
|
116
|
98
|
5
|
Количество случаев на одного ребенка
|
1,65
|
2,97
|
1,08
|
6
|
Количество часто и длительно болеющих детей
|
27
|
19
|
8
|
7
|
Индекс здоровья - 29.5 % (норма:
15% - 40 %)
|
Число детей, ни разу не болеющих в году - 45
? х 100
списочный состав – 138
|
--> |